БЛАЖЕННЫЙ ИОАНН БЕРЕСЛАВСКИЙ - БИОГРАФИЯ


Блаженный Иоанн Береславский - одна из наиболее ярких и масштабных личностей современной духовной элиты. Выдающийся мыслитель, писатель, автор более 400 книг, основатель Богородичного движения в России. Оценки его деятельности составляют диапазон от восторженного поклонения до ожесточенного неприятия. Бесстрашный, огненный, ревностный. В народе его называют блаженным Иоанном или просто: отец Иоанн.


Родился в 1946 г. в Москве. Получив классическое образование, постепенно обратился в веру и примкнул к Истинно-Православной (катакомбной) церкви, избежав коммунистического влияния. Прошел обучение в музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова и окончил его в 1966 году, а в 1970 - Институт иностранных языков им.Мориса Тореза. Работал переводчиком, преподавал английский язык, в том числе, в МГУ им.Ломоносова. Примерно тогда же начал литературную деятельность. Долгое время писал «в стол», публиковаться начал лишь в конце 80-х годов. 


Через несколько лет после обращения в веру рукоположен в священники Истинно-Православной (катакомбной) церкви (1985 г.), с декабря 1990 г. - епископ, имеет хиротонию от митрополита УАПЦ Иоанна Боднарчука.  Блаж.Иоанн Береславский стал наследником мистических традиций Истинно-Православной Церкви, ведущей преемство от патриарха Тихона и собора соловецких новомучеников. В настоящее время является духовным главой российской Православной Церкви Божией Матери Державной (возглавляет Собор епископов), находится в общении с видными представителями интеллигенции и религиозными деятелями христианства, ислама и буддизма разных стран.


ДУХОВНЫЙ ПОИСК 

 На духовный рост Вениамина Береславского, будущего блаж.Иоанна, огромное влияние оказало знакомство вначале со старицей Марией Орловской, бравшей у него уроки музыки (что давало возможность для духовных бесед), а потом со святой молитвенницей – старицей Евфросинией из Почаева, Матушка Евфросиния открыла ему красоту старческого православия – православия Святого Духа, практического подвижничества. Вскоре блаж.Иоанн приобщается к сокровищнице Серафима Соловецкого (глава собора соловецких новомучеников), проведшего 39 лет в сталинских лагерях ГУЛАГа.


Духовный путь Иоанна Береславского неотрывен от его творческих дарований. С юности писал стихи. Принадлежал к кругу московских поэтов 60-х, общался с Андреем Вознесенским, Беллой Ахмадулиной. Рано определившиеся религиозные стремления заставили быстро порвать с литературной богемой. В молодости, еще до обращения в веру, он - автор нескольких романов, поэтических сборников, богословских, публицистических и религиозно-философских работ. Увлекался философией, языками (в том числе, древнееврейским, греческим), древней и средневековой мистикой. 

По обращении веру отец Иоанн проявляет себя как блестящий проповедник и богослов, плодовитый писатель. С 1985 г. в самиздате появляются его первые книги о возрождении святости и духовности в России, которые распространяются из рук в руки.


В начале 90-х годов усилиями единомышленников организуется Общественно-просветительский фонд с издательством в его структуре, получивший известность как Центр Богородицы в России (“Богородичный Центр”). С 1990 г. фондом издаются книги Откровений Пресвятой Богородицы Девы Марии, покровительницы и заступницы земли русской, документальная книга о Ее явлениях по всему миру, цикл «Огонь покаянный», серия биографий подвижников Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) времен гонений, написанные по личным впечатлениям и со слов их учеников, а также по документальным источникам.

К настоящему времени отец Иоанн известен как старец и пророк, духовный наставник, отец любви и мастер слова – автор более 450 книг (многие переведены на другие языки). Среди них 40 томов Слова Богоматери и Господа в России и по всему миру – уникальные тексты живых откровений с комментариями и в редакции блаж.Иоанна. Особое место занимает шеститомник, посвященный тайнам Второй Соловецкой Голгофы; пятитомник духовной поэзии.

Многообразное творчество блаж.Иоанна отражает всю дисгармоничную палитру современного мира с его поврежденностью, заблуждениями и внезапной духовной высотой. Как мистику и писателю ему свойственна аристократическая “сумасшедшинка”, некоторая дзеновская парадоксальность и рыцарственное великодушие (пушкинская “милость к падшим”). Возможно, потому его ‘чувство Бога’ цепляет как интеллектуалов, так и “не испорченную” книжной культурой молодежь.
Творения блаж.Иоанна всегда несут идею мессианистического предназначения человека (образа и подобия Божия).  Старец убежден, что оно раскрывается в несказанной доброте, чистоте и красоте нестяжательной жизни, о которой учили лучшие представители человечества: свв.Франциск Ассизский, Нил Сорский, Серафим Саровский, Лев Толстой.
 
ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

После падения коммунизма немаловажным фактором бескровного развития событий в России явилось учрежденное отцом Иоанном движение «Новая Святая Русь». В него вошли представители мыслящей интеллигенции, священники, философы, праведные души, ищущие последней правды – все, кто сердцем и душой болел за Россию. Отец Иоанн неустанно призывает выйти из кризиса и духовного застоя, обратиться к истинным духовным ценностям. «Российская газета», «Московская правда», «Литературная газета» и другие, журналы («Огонек», «Новое время», « Религия и жизнь» и др.) публикуют ряд программных статей («Глубинное покаяние – ключ к спасению России», «Вера и идолопоклонство», «Россию спасут праведники», «Уроки святости» и др., в т.ч. статьи о новой педагогике, о духовности в армии). Еще до событий августа 91-го он встречается с военными и политическими лидерами с целью предотвращения кровопролития и насилия, убеждая их в необходимости решения конфликтов мирным путем.

Активная антикоммунистическая позиция отца Иоанна стала одной из причин отказа от мнимых идеалов атеистической эпохи. Он был первым в России, кто после падения коммунистического режима воссоздал национальную идею мессианизма русского народа, утверждая идеалы новой Святой Руси. В отличие от националистически настроенных идеологов-маргиналов, блаж.Иоанн зовет страдающий русский народ откликнуться на «божественный призыв вернуться к извечным аксиомам нравственности, к осмысленному и активному следованию истине, любви и красоте, внять божественному промыслу, в соответствии с которым русская нация и должна определять свой дальнейший путь».
ДВА МИРОВОЗРЕНИЯ

 Как практическому подвижнику православной школы, о.Иоанну присуща глубокая церковность, верность Христу и Богоматери, Их высоким идеалам. Он был одним из немногих, кто серьезно проанализировал и описал глубокий кризис патриархальной церкви в ХХ веке. Именно в этом, по его мнению, кроется основная причина духовной деградации современного общества.
Извечен конфликт старого и нового мировоззрений. Во все времена он выливается в борьбу устоявшихся традиций против идущей им на смену новизны, живой индивидуальности и самобытности творцов будущего – и отживших, мертвых схем. 

 При новизне и самобытности учения блаж.Иоанна, действующего как инструмент Божественной воли, открывая духовный мир как высшую реальность бытия, закономерно появление оппонентов. В 90-е годы начинаются нападки отдельных приверженцев традиционных церковных институтов на его деятельность, причем порой они руководствуются отнюдь не стремлением к истине. Некоторые представители религиозного традиционализма вменяют ему в вину якобы “не следование церковным предписаниям и канонам”, порой их “критика” носит личный и даже клеветнический характер, имея целью добиться бойкота о.Иоанна и его трудов. Подвергаясь гонениям и клевете, он мужественно и бескомпромиссно шаг за шагом формирует новый, отвечающий самым высоким нравственным требованиям взгляд на различные сферы светской и духовной жизни, призывает к восстановлению личной, национальной и церковной совести, пораженной грехом и компромиссами с духом мира сего.

Уже в 1990-е годы деятельность и творчество о.Иоанна выводит его в ряд выдающихся духовных мыслителей и деятелей современности. Стремление сплотить прогрессивную русскую творческую и духовную интеллигенцию вылилось также в создание в 1995 г. Санкт-Петербургской «Независимой Ассоциации Российских религиозных писателей и философов», которую блаж.Иоанн возглавляет поныне.
Его книги переводятся на многие языки. Их с одинаковой увлеченностью читают люди разного возраста, рода занятий и круга интересов.
КНИГИ - ЖИВЫЕ ПИСЬМЕНА

Книги о.Иоанна, как говорит автор, отражают разные грани одного превечного универсума  божественной Премудрости, в котором заключены все пласты бытия. Отсюда – необыкновенное разнообразие жанров, стилей, тем.

Наверное, нет такого жанра, в котором не работал бы блаженный Иоанн. Божественные проповеди, экзегеза, исследование и перевод книг Библии, догматическое богословие, афоризм, мистерия. Исторический очерк, актуальная публицистика (“Армаггедон-1991”, “Американский шок. 11.09.2001”), философские дневники, сатира, духовные сказки и притчи, оригинальная мистическая проза и поэзия, сравнимые с русской и мировой духовной классикой (от Хуана де ла Крус, Руми и Тагора до “Голубиной книги”, древних скоморошеских мотивов и русского религиозного ренессанса н.ХХ в.). И даже в самых серьезных и сложных для непосвященного читателя трудах сказываются характерные для автора живость и ясность изложения, озаренность и свобода духа.

Темы, к которым обращается автор, весьма разнообразны, но первое место всегда занимает подлинный образ Бога и Его диалог с человеком. Блаженный Иоанн с глубокой истинно христовой любовью открывает для нас образ Добрейшего добрых Всевышнего, каким Его не знает, но уже способен увидеть современный человек, познавший в наш XXI век все возможные взлеты духа и падения в бездны ничтожества. Подобного видения Бога не найти ни у кого из богословов традиционной школы.
Дарованным Премудростью чистым оком блаженный Иоанн видит тайны божественного мира, историю вселенской церкви, взаимосвязь мировых религий, сокровища, юродство и духовный путь человеческой души.

По словам одного из историков отечественной культуры, он несет печати "наследника мистического опыта русских святых, непосредственно переданного ему от живых носителей благодати через благословение соловецких новомучеников".
ПИСАТЕЛЬ, МЫСЛИТЕЛЬ, ПРОРОК

Соловки– отдельная тема в творчестве блаженного Иоанна.
В XVIII веке на острове Анзер монаху Иисусу явилась Пресвятая Богородица и сказала, что на этом месте будет воздвигнута вторая Голгофа Ее Божественного Сына, и здесь потекут реки крови. Это пророчество исполнилось в годы сталинского террора. Феномену российской второй Голгофы ХХ века посвящен шеститомный цикл духовно-исторических очерков (‘Соловки – Вторая Голгофа”, ”Серафим – патриарх Соловецкий”, “Патриарх ГУЛАГа”, “Соловецкий сад” и др.). Соловецкая Голгофа – не аллегория, не символ и не метафора, утверждает автор, но историческая и духовная реальность, имеющая чрезвычайное значение для будущего России и мира.

Откровения. Особую категорию среди книг о.Иоанна составляют небесные откровения, получаемые им через духовное “внутреннее слышание” от Господа и Пресвятой Богородицы, святых святодуховского православия (Серафима Соловецкого, св.Евфросинии и др.), с 2006 г. – от катарских совершенных и бессмертных святых.

Этот дар, locucio interno, редок, почти беспрецедентен в наши дни. Книги откровений блаж.Иоанна встречают заинтересованный отклик у мистиков, богословов и религиозной интеллигенции России и других стран. Сам феномен и содержание этих откровений безусловно важны для современного читателя. Даже те, кто воспринимают откровения Божией Матери в штыки, считают необходимым ознакомиться с ними.
Народный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств Андрей Андреевич Тутунов пишет в предисловии к одной из книг блаж.Иоанна («Гимн новой церкви»): «Огромная библиотека книг, написанная отцом Иоанном, является духовным кладезем для современного общества. Они вобрали в себя весь огромный опыт, пройденный церковью, являя синтез многолетних мистических Откровений Слова Божией Матери. Они духовный целительный бальзам на страждущие души».

Блаженный Иоанн – знаток и исследователь священных текстов.
Большое значение придает аутентичности перевода духовных текстов на языки мира, в собственных исследованиях и переводах прибегает к сравнительно-историческому методу. Оставаясь учеником божественной премудрости Христа и Богоматери, глубоко вникает в иудаистские писания (Тора, Талмуд и Мишна, Перке абот, книга ‘Зогар’), тексты Библии и апокрифы Старого и Нового завета, творения западных и восточных мистиков, исихастов, святых отцов христианства. Ему равно доступна высота давидовой Псалтыри (которой посвятил две большие книги), мудрость учителей суфизма и дзен-буддизма. Масштаб мировоззрения позволяет блаж.Иоанну не ограничиваться рамками отдельной конфессии, народа, религиозной или культурной традиции, но раскрывать духовный путь как  восхождение к идеалам, единым для всего человечества.

В трудах блаж.Иоанна нет нарочитой светскости, нередко присущей исследователям религий, извне наблюдающим за религиозными процессами в обществе. Его взгляд – практика веры – опирается на глубокое знание предмета, потому духовные концепции, выводы и заключения о.Иоанна всегда внутренне обоснованы, убедительны, актуальны.
Венцом его духовных изысканий явились труды последних лет, посвященные теогамии (Богосупружеству) и девственной божественной любви Миннэ. Духовный брак (соединение в одно) с Божеством раскрывается как высшее предназначение человека и цель его прихода в этот мир.
САМОБЫТНОСТЬ

Блаженный Иоанн стоит у истоков профетической школы мистического богословия. Она придает особое значение озаренности в христианстве и почитанию божественной Премудрости. Отец Иоанн создал новую духовную школу мелхиседекова священства и воспитал сотни талантливых, свыше одаренных учеников. Воспитанники его школы становятся яркими пастырями, мыслителями, богословами и мистиками, продолжая развивать духовную традицию славянского теогамизма. В творческой художественной мастерской его учениками создаются шедевры живописи, разрабатываются новые художественные формы и стили.

Блаженным Иоанном обновлена сфера богослужений. Ему и его сотрудникам удалось сделать литургическое богослужение доступным для восприятия простых людей, не только не умалив его глубину и красоту, но раскрыв его духовную суть с еще большей силой и мистической высотой. Великие литургии Православной Церкви Божией Матери Державной насыщены многообразием молитвенных форм, начиная с уникальной системы церковных ладов-гласов – восстановленных и обновленных о.Иоанном на основе древнего осьмигласия (октоиха). Свое место в богослужебных мистериях занимают новые одеяния, хоругви, иконопись, пластическая молитва (язык сердца в виде пластических движений). Целый ряд новых выразительных элементов введен в вокально-инструментальную сферу, и они не имеют ничего общего со свойственными, например, американскому протестантизму вольностями в стиле джаза и тем более рока.
Музыка занимает важнейшее место в жизни, служении и творчестве блаж.Иоанна последних лет. Исполняя Бетховена и Моцарта, Грига и Баха, Чайковского и Шопена он заново открыл для себя духовные возможности языка музыки, в чем-то превосходящего возможности слова. Как музыкант, старец и мистик, о.Иоанн стремится достичь в исполнении сферической высоты первоисточника – того оригинала, с которого “читает” великий композитор в момент создания произведения. Это тот редчайший случай, когда исполнитель поднимает творчество композитора до высоты, быть может, не достигнутой автором при жизни, совершая тончайшую лепку сердца слушателей.
В последние годы издаются музыкальные записи исполнения блаж.Иоанном (обычно в 4 руки)  Бетховена, Моцарта, Чайковского.
ДУХОВНЫЙ ЛИДЕР И МИРОТВОРЕЦ

Многим сегодня очевидно: отец Иоанн – яркий представитель русской религиозной интеллигенции. Он воплотил в своей жизни, подвижничестве и творчестве лучшие ее качества: высокую культуру, широчайшую эрудицию, свободу и смелость взглядов, мудрость и искреннюю боль за судьбы отечества и цивилизации,  простоту и пророческую силу, позволяющую прозревать грядущий век.
Как духовный лидер, блаженный Иоанн обладает старческой и пророческой харизмами. Как церковный пастырь - наследует путь святости и практику святых отцов-подвижников. Он продолжает и развивает традицию нестяжательного духоносного православия, исповедует ценности светоцентрического христианства.

Блаженный Иоанн много путешествует с миротворческой миссией по европейским странам, посещал Америку, Канаду, страны Восточной Азии. Объездив полмира, старец провел множество конференций и встреч, открывая людям накопленный веками опыт великих подвижников христианства и сокровенные тайны цивилизаций прошлого, постигаемых им через таинственный мир божественных откровений и озарений.

Визиты о.Иоанна освещали СМИ США, Канады и Испании, Японии и Хорватии, Польши и Германии. Где бы ни был, старец не устает учить об открытых ему Божественной Премудростью духовных истинах.
Еще в конце 90-х творчество блаж.Иоанна Береславского привлекло внимание английских биографов, причисливших его к элите интеллектуалов современного мира. Биографическая статья о нем  в известной английской энциклопедии «Кто есть кто среди интеллектуалов» (изд.13) отмечает особый его вклад в сокровищницу человечества.

За творческую и общественную деятельность блаженный Иоанн удостоен ряда международных наград и почетных званий. Его вклад в дело укрепления мира неоднократно отмечен Международной ассоциацией «Преподаватели за мир во всем мире» при ООН (ECOSOC), ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО. Несколько лет назад лидер российских мусульман Гейдар Джемаль отметил, что миротворческий опыт отца Иоанна может быть неоценим и для мусульманского мира.
Все больший интерес за рубежом вызывает деятельность русской славяно-теогамической духовной школы. В последние годы откровения и книги блаженного Иоанна, его музыкальные записи становятся все более доступны отечественным и иностранным читателям и слушателям.

В 2010 г. в России режиссером Александром Дороховым снят документальный фильм о личности и деятельности блаж.Иоанна «Отец неизреченной любви».